Школяр Татьяна Петровна

Школяр Татьяна Петровна
Аватары и анимация на GIFr.ru

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Методика «Исключение неподходящей картинки»

ВАРИАНТ 1.

Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М. : Новая школа, 1998 г. - 144 с.
Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.
Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.
Процедура проведения

Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит? ".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит? ". Помощь: "Здесь три предмета (картинки, чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой? ".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.
Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.
Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.
Приложение 1
Методика «Исключение неподходящей картинки»
Приложение 2
Приложение 3
ВАРИАНТ 2.
Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М. : ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты. 
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1, 5 мин. 
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1, 5 до 2, 0 мин. 
4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2, 0 до 2, 5 мин. 
2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2, 5 мин до 3 мин. 
0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием. 
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий
8—9 баллов — высокий
4—7 баллов — средний
2—3 балла — низкий
0 - 1 балл - очень низкий
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 
ПРИЛОЖЕНИЕ 4Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее? "
ВАРИАНТ 3.
Источник: Альманах психологических тестов - М. : КСП, 1996 г. - 400 с. 
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов. 
Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов. 
Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть) ».
Бланк для словесного варианта 
1 ВАРИАНТ. 
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. 
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. 
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. 
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый. 
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед. 
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр. 
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт. 
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево. 
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно. 
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах. 
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать. 
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие. 
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. 
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение 
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила. ;
2 ВАРИАНТ. 
1) книга, портфель, чемодан, кошелек; 
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка; 
3) часы, очки, весы, термометр; 
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор; 
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы; 
7) дерево, этажерка, метла, вилка; 
8) дедушка, учитель, папа, мама; 
9) иней, пыль, дождь, роса; 
10) вода, ветер, уголь, трава; 
11) яблоко, книга, шуба, роза; 
12) молоко, сливки, сыр, хлеб; 
13) береза, сосна, ягода, дуб; 
14) минута, секунда, час, вечер; 
15) Василий, Федор, Семен, Иванов. 
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: 
ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ
Число баллов Характеристика решения задач
1 2 
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 
5
--- ---
5 1) Объединяемых в одну группу предметов (слов) ; 
2) «лишнего» предмета (слова) .
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 
4
--- ---
4 1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; 
2) для обозначения «лишнего» предмета (слова) .
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 
2, 5
--- ---
2, 5 1) Объединяемых в одну группу предметов (слов) ; 
2) «лишнего» предмета (слова) .
То же, но с помощью исследователя для обозначения: 
1
--- ---
1 1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 
2) «лишнего» предмета (слова) .
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения 
0
--- ---
0 1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 
2) «лишнего» предмета (слова) .
Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности. 
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы, то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам. 
ПРИЛОЖЕНИЕ. 


СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДУШИ
























Притча «Садовник собственного сада»


Вот и заканчивается  учебный  год.... Профессия педагога особенная, требующая  затрат эмоциональных, физических: ведь зачастую педагог это и  помощник воспитателя  и  штукатур-маляр, и дворник, и парикмахер (сколько косичек  надо заплести после  дневного сна!), и.....  можно продолжать до бесконечности. Часто бывает, что в заботах о других мы  забываем  о себе. Хочу  предложить Вам, читатели  моего блога, одну  притчу  для  переосмысления своего отношения  к  некоторым моментам.
В одном селении жил человек, у которого был самый роскошный сад. Там росли и диковинные деревья, и кустарники, и цветы. Самые крупные и вкусные овощи росли, конечно же, в этом саду. Хозяин любил свой сад и с удовольствием ухаживал за всеми растениями, и они платили ему благодарностью. Все жители этого селенья хотели такой же сад, они часто обращались к нему за помощью. То кому-то нужно было вырастить экзотический цветок, то сделать прививку дереву, то подстричь кустарник. Этот человек с радостью откликался на все их просьбы, пропадая в чужих садах и огородах с утра до вечера. Ему очень хотелось, чтобы и у других тоже были чудесные сады! Он уходил с рассветом, возвращался с закатом. И вот однажды он пришел домой, а его великолепного сада уже не было. Овощи заросли сорняками, цветы завяли, деревья перестали плодоносить. Человек сел и заплакал — он так увлекся, помогая другим, что забыл про свой сад!.. Тогда он начал ухаживать за ним и снова стал Хозяином Своего Прекрасного Сада. И теперь, помогая другим, он не забывал про СОБСТВЕННЫЙ САД.

Притча «Дерево желаний» или для чего человеку работать



Конец учебного года... Какой  большой объем работы приходится  выполнять многим  педагогам: это и  подведение итогов, и многочисленные отчеты, и выпускной и  много, много  других забот. Предлагаю притчу, которая  позволит посмотреть на эту проблему  немного с  другой  стороны.



Однажды Насреддину приснилось, что он в раю. Красочно вокруг! Тихая долина, птицы поют, солнце всходит, и он один под деревом. Райское одиночество, никто не мешает. Однако вскоре это ему надоело, и он крикнул: «Есть тут кто-нибудь?» Тут же явился к нему очень красивый человек и сказал: «Я к твоим услугам. Что прикажешь, все исполню». Что бы ни попросил Насреддин, все в миг исполнялось. Уж он и наелся, напился, отоспался. Но чего бы ему еще пожелать? Красивую женщину попросил, и тут же доставили ему небесную красавицу. Пожелал кровать с лебединой периной, и была ему кровать. Так продолжалось несколько дней. Больше он не мог вытерпеть такой жизни. Он стал искать какого-нибудь несчастья, так как все было уже прекрасным. Ему захотелось напряжения, работы, так как он не представлял себя без работы, без того, о чем люди переживают, печалятся. Он позвал того, кто исполняет все желания, и сказал ему: «Нет, хватит! Это уже слишком! Мне бы какой-нибудь работенки. Страшно,надоело сидеть с пустыми руками». И тогда тот, кто исполнял его желания, ответил: «Я могу сделать все, кроме этого, здесь не может быть никакой работы. Да и зачем тебе работа?» Насреддин ответил: «Надоело, понимаешь, лучше в ад спуститься, если здесь нет никакой работы!» Тот, кто все исполняет, смеялся до упаду: «А где же ты, по-твоему, находишься?»



Работа с педагогами: формирование коммуникативной компетентности

Работа с педагогами: профилактика эмоционального выгорания


Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения  требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания. Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить. Существует много способов профилактики эмоционального выгорания, а  одним  из них является использование средств арттерапии. Я хочу  поделиться  опытом изготовления традиционной  народной  куклы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий